Экзистенциальная
философия и психология
21 февраля - 3 апреля 2020
18.30 - 21.30  (MSK)

Встречи могут быть интересны для психотерапевтов, психологов, психиатров, философов, представителей смежных социальных наук, для всех тех, кто интересуется экзистенциально-гуманистическим подходом и экзистенциально-ориентированной психотерапевтической практикой

Артёменко
Наталья Андреевна

Содержание курса:

  1. Истоки и условия формирования философии экзистенциализма. Основные представители.

  2. Бытие как целостность человека и мира.

  3. Фундаментальные «категории» экзистенциализма.

  4. Экзистенция как выражение специфичности бытия человека.

  5. Бытие на пределе – экзистенциальное существование в пограничных ситуациях.

  6. Временность как определяющее качество бытия человека в мире.

  7. Страх и отчаяние как экзистенциальный опыт.

  8. Экзистенциально-философское понимание смерти.

  9. Проблема свободы и выбора в экзистенциализме. Выбор как выражение свободы.

  10. Экзистенциальные характеристики личности.

  11. Специфика экзистенциальной коммуникации. Выход из себя и экзистенциальное общение «Я» с «Ты».

Стоимость:

  • 12000 рублей при предоплате 3000 рублей до 17.01.20 (доплата до 07.02.20)

  • 17000 рублей за курс с 17.01.20

 

Расписание:

21 февраля

28 февраля

6 марта

13 марта

20 марта

27 марта

3 апреля

(28 ак. часов)

 

+7 (926) 035-32-80

+7 (915) 166-90-11

Семинары сочетают освоение теоретического материала с практическим экзистенциально-ориентированным исследованием ситуаций, представленных участниками, что отражено в трехчастной структуре семинара:

  • Теоретическое введение в тему.

  • Анализ и обсуждение предложенной философской литературы, художественной литературы, фильмов, произведений искусства.

  • Супервизия случаев из практики.

Записаться на курс:

Услуги оказываются на основании договора Оферты.

При оплате участник курса получает электронный чек.

Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.

О курсе и его авторе

Экзистенциализм – одно из самых влиятельных философских течений XX века, объединившее в себе таких несхожих мыслителей как Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Габриель Марсель, Альбер Камю, Мартин Бубер, Пауль Тиллих, Людвиг Бинсвангер. Однако родоначальником экзистенциальной философии принято считать Сёрена Кьеркегора, жившего в первой половине XIX века. После ранней смерти его забыли более чем на полвека, но в начале XX столетия его труды начали переиздавать, и именно тогда, между Первой и Второй мировыми войнами, оформилась экзистенциальная философия, которая по сути своей является кризисной философией. Расцвет ее развития связан с эпохой больших потрясений, поэтому в центре экзистенциализма – бытие человека, поиск подлинного человека, способного бросить вызов миру, встретиться с самим собой, это попытка обнаружить способы ускользания человека в «неподлиность», «кажимость». Мы расстаемся с представлением о мире, где властвуют четкие, жесткие, однозначные законы и предсказуемость, в жизни человека есть много недетерминированного, непредсказуемого. Экзистенциализм решительно вскрывает самые сокровенные и острые проблемы человеческого бытия, не имеющие однозначного решения, которые, по мнению А. Камю, выражаются основным вопросом всей философии: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?». «Настроение экзистенциализма» – это настроение человека, ищущего смысл, собственную «уместность» в мире. Главная цель экзистенциального подхода состоит в том, чтобы снова, или даже впервые, человек смог ощутить себя реально живущим, то есть прийти к осознанию самого себя, живущего среди ограничений и возможностей человеческой жизни.

Экзистенциализм как направление современной философской мысли не является системой определенных философских взглядов или отдельной целостной школой. Это, прежде всего, установка философствования, характеризующаяся особым подходом к осмыслению своего предмета – бытия человека. Описание и анализ экзистенциальных структур повседневного опыта человека в его полноте, конкретности, уникальности и изменчивости, то есть в реальной полноте непосредственных контактов человека с миром и с Другим становится основой экзистенциализма.

Под влиянием идей экзистенциальной философии и экзистенциального анализа постепенно оформляется экзистенциальная психология.  Обычно появление экзистенциальной психологии отсчитывают с публикации статьи 1930 года «Сновидения и существование» швейцарского психиатра Людвига Бинсвангера. С 1940-х до 1960-х годов в экзистенциальной психологии сформировались основные школы: (1) Швейцарская школа, основанная Л. Бинсвангером, которая носит также название Dasein-анализа, т.к. сформировалась под влиянием идей М. Хайдеггера. В послевоенный период основным лидером швейцарской школы был Медард Босс, последователь и одновременно конкурент Бинсвангера (современный представитель - А. Хольцхей-Кунц). (2) В 1940–1950-е годы возникает философско-психологическое учение о стремлении к смыслу Виктора Франкла. Впоследствии формируется австрийская школа экзистенциальной психологии — школа логотерапии (Э. Лукас, А. Баттиани) и экзистенциального анализа (А. Лэнгле). (3) В 1960-е появилась британская школа, связанная с именем Рональда Лэйнга (современные представители – Э. ван Дорцен и Э. Спинелли). (4) Американская школа связана с именами Ролло Мэя и Дж. Бьюдженталя. Современным продолжателем американской школы стал К. Шнайдер, отдельно стоит так же упомянуть И. Ялома.

Несмотря на разность подходов, есть ряд проблемных областей, которые объединяют все направления экзистенциальной психологии:

  • проблемы времени, жизни и смерти;

  • ​проблемы интерсубъективности (отношения Я-Ты), любви и одиночества;

  • проблемы свободы, ответственности, выбора;

  • проблемы смысла и бессмысленности существования.

Идеи экзистенциального мировоззрения реализуются в экзистенциальной терапии, основная цель которой - помочь человеку понять и обрести свой подлинный способ жизни, вскрыть парадоксы и дилеммы собственной жизни, найти возможности не просто для выживания и адаптации, но для создания осмысленного будущего, для развития и реализации своего потенциала.

В этом курсе мы рассмотрим основные темы экзистенциальной философии, а так же ее влияние на формирование основных идей экзистенциальной психологии.

Артеменко Наталья Андреевна – к. филос.н., доцент Института философии СПбГУ, главный редактор международного журнала «Horizon. Феноменологические исследования» (http://horizon.spb.ru), феноменолог, историк философии, ведущая семинаров «Феноменологическая практика и практика психотерапии» (ВЕИП), «Феноменология в психотерапии и консультировании» (совместно с д.ф.н., проф. С.М. Бабиным), «Феноменология и психотерапия» (Бирштонас, HEPI) и др.; переводчик с немецкого и английского языков работ в области феноменологии и герменевтики, переводчик трудов Гуссерля, Хайдеггера, Ландгребе и т.д.; автор более 70 научных публикаций, в т.ч. монографий; многократный победитель международных и российских конкурсов (грантов); более 15 научно-исследовательских стажировок в разных европейских университетах и научных центрах.

 

2016 - Приглашенный профессор в Софийский Университет, Болгария. Интенсивный курс лекций «Введение в феноменологию» на английском языке для магистров и докторантов по программе “Master’s Program in Philosophy Taught in English”.

2017 - Приглашенный профессор в Университет Каунаса, Литва. Интенсивный курс лекций «Феноменологическое движение» на английском языке для магистров и докторантов по программе “Master’s Program in Philosophy Taught in English”.

с 2017 – Постоянный приглашенный профессор в HEPI (Институт гуманистической и экзистенциальной психологии), Бирштонас, Литва. Курсы: «Феноменология и психотерапия», «Введение в феноменологическую философию», «Феноменологически-ориентированная супервизия».

с 2019 – Приглашенный лектор в Ассоциации понимающей психотерапии (Москва). Курсы: «Введение в феноменологическую философию», «Экзистенциальная философия и психология».

Литература к курсу:

 

  1. Бердяев, Н. А. Самопознание: (Опыт филос. автобиографии) / Н. А. Бердяев. – М.: Книга, 1991.

  2. Бердяев, Н. А. О назначении человека: сборник / Н. А. Бердяев. – М. : Республика, 1993.

  3. Бинсвангер, Л. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. М., 1999.

  4. Бинсвангер, Л. Феноменология и психопатология // Логос. 1992. № 3. С. 125–136.

  5. Boss M. “Daseinanalysis” and psychotherapy. Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton Co. 1962.

  6. Бовуар, С. Второй пол. М., 2007.

  7. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма. Философия существования: перевод / О. Ф. Больнов. – СПб.: Лань, 1999.

  8. Бросова, Н. З. Лесные тропы бытия. Феноменология истории М. Хайдеггера / Н. З. Бросова // Вопросы философии. – 2006. – №11. – С. 155-163.

  9. Бубер, М. Я и ты // Два образа веры. М., 2014.

  10. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. М: Корвет, 2015.

  11. Визгин, В. П. Лев Шестов и экзистенциальная жизнь / В. П. Визгин // Философские науки. – 2006. – №7. – С. 138-155.

  12. Визгин, В. П. Ницше и Марсель: «Смерть Бога» и кризис культуры / В. П. Визгин // Философские науки. – 2007. – №. – С. 36-55.

  13. Визгин, В. П. Хайдеггер и Марсель / В. П. Визгин // Вопросы философии. – 2007. – №8. – С. 135-145.

  14. Визгин, В. П. Язык экзистенции в «Постскриптуме» Кьеркегора / В. П. Визгин // Философские науки. – 2009. – №7. – С. 84-52.

  15. Власова, О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. М.: Издательский дом. Территория будущего, 2010.

  16. Гайденко, П. П. Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции / П. П. Гайденко // Вопросы философии. – 2006. – №3. – С. 165-182.

  17. Гайденко, П. П. Экзистенциализм и проблема культуры / П. П. Гайденко. – М.: Высшая школа, 1986.

  18. Гуссерль, Э. Кризис европейского человека и современная философия / Э. Гуссерль // Вопросы философии. – 1986. – № 3. – С. 101-116.

  19. Дорцен ван, Э.  Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. Ростов-на-Дону, 2007.

  20. Жеймо, М. Проблема личности и толпы в трудах Гегеля и Кьеркегора / М. Жеймо // Социально-гуманитарное знание. – 2007. – №4. – С. 339-342.

  21. Камю, А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство: сборник: пер. с фр. / А. Руткевич М.; общ. ред., сост. и предисл. А. М. Руткевича. – М.: Политиздат, 1990.

  22. Камю, А. Избранные произведения: пер. с фр. / А. Камю. – М.: Панорама, 1993.

  23. Камю, А. Постороний; Чума; Падение; Миф о Сизифе; Пьесы; Из «Записных книжек»: пер. с фр. / А. Камю. – М.: АСТ, 2003.

  24. Кисель, М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра / М. А. Кисель. – Л.: Лениздат, 1976.

  25. Кьеркегор, С. Страх и трепет: Пер. с дат. / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1998.

  26. Кьеркегор, С. Или-или. СПб., 2011.

  27. Кожев, А. Идея смерти в философии Гегеля // Введение в чтение Гегеля. М., 2013.

  28. Лэйнг, Р. Использование экзистенциальной феноменологии в психотерапии // Эволюция психотерапии. Т. 3. М.: Класс, 1998. С. 55–68.

  29. Лэйнг, Р. Расколотое «Я». Экзистенциальное исследование «нормальности» и безумия. Феноменология переживания и райская птичка. М.: ИОИ, 2017.

  30. Лэнгле, А.Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни. М.: Генезис, 2017.

  31. Марсель, Г. Опыт конкретной философии / Г. Марсель. – М.: Республика, 2004.

  32. Марсель, Г. Метафизический дневник / Г. Марсель. – М.: Наука, 2005.

  33. Марсель, Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

  34. Мерло-Понти, М. Око и дух: пер. с фр. / М. Мерло-Понти. – М. : Искусство, 1992.

  35. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. М., 1999.

  36. Маритен, Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

  37. Мэй, Р. Экзистенциальная психология: пер. с англ. / Р. Мэй. – Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

  38. Мэй, Р. Мужество творить. Очерк психологии творчества. М.: 2015.

  39. Мэй, Р. Человек в поисках себя. М.: 2015.

  40. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М.: 2015.

  41. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей: пер. с нем. / Н. Ницше, Э. Ферстер-Ницше; в реконструкции Э. Ферстер-Ницше и П. Гаста. – М.: Культурная революция, 2005.

  42. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла; К генеалогии морали: пер. с нем. / Ф. Ницше. – Минск: Беларусь, 1992.

  43. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс: сборник: пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: АСТ, 2003.

  44. Пилинов, С. С. Онтология и проблема культуры у Пауля Тиллиха / С. С. Пилинов // Вестник Московского университета. – Серия 7 «Философия». – 2007. – №5. – С. 101-119.

  45. Психотерапия [Электронный ресурс] / Б.Д. Карвасарский, Н.Г. Незнанов - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/970406649V0034.html

  46. Проблема человека в западной философии: сборник: пер. с англ., нем., фр. /Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988.

  47. Сартр, Ж.-П. Бытие и Ничто. Опыт феноменологической онтологии: Пер. с фр. / Ж.-П. Сартр. – М.: Республика, 2000.

  48. Сартр, Ж.-П. Дороги свободы: В 3 т. / Ж.-П. Сартр. – Харьков: Фолио, 1997.

  49. Сартр, Ж.-П. Тошнота. Стена: Роман: Новеллы: пер. с фр. / Ж.-П. Сартр. – Харьков: Фолио, 1998.

  50. Спинелли, Э. Зеркало и молоток. Вызовы ортодоксальному психотерапевтическому мышлению. Минск, 2009.

  51. Спинелли, Э. Истории о непознанном. Терапевтические встречи в экзистенциальной перспективе. М.: Корвет, 2018.

  52. Тиллих, П. Избранное. Теология культуры / П. Тиллих. – М.: Юрист, 1995.

  53. Типсина, А. Н. Немецкий экзистенциализм и религия / А. Н. Типсина. – Л.: ЛГУ, 1990.

  54. Философия М. Хайдеггера и современность. М., 1991.

  55. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / Ф. Виктор, Л. Я. Гозман; под ред. Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990.

  56. Франкл, В. Психотерапия и экзистенциализм. М.: ИОИ, 2015.

  57. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. – М.: Республика, 1993.

  58. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества / М. Хайдеггер. – М.: Высшая школа, 1991.

  59. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер, В. В. Бибихин; пер. с нем. В. В. Бибихина. – 2-e изд., испр. – СПб.: Наука, 2002.

  60. Хайдеггер, М. Цолликоновские семинары. Протоколы – Беседы – Письма. Вильнюс, ЕГУ, 2012.

  61. Хольцхей-Кунц, А. Страдание из-за собственного бытия. Дазайн-анализ и задача герменевтики психопатологических феноменов. Вильнюс-Минск: ЕГУ, 2016.

  62. Шестов, Л. И. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления / Л. И. Шестов. – Л., 1991.

  63. Шестов, Л. Киркегор и экзистенциальная философия. М., 1992.

  64. Шестов, Л. Откровения смерти: http://www.odinblago.ru/otkrovenia_smerti

  65. Экзистенциальная психология. Экзистенция: пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.

  66. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия. М: «Класс», 2017.

  67. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: пер. с нем / К. Ясперс. – М.: Издательство политической литературы, 1991.

  68. Ясперс, К. Разум и экзистенция. М., 2013.

+7 (926) 035-32-80

+7 (915) 166-90-11

webinarium.info@gmail.com

Ассоциация
понимающей психотерапии
АППТ