Экзистенциальная
философия и психология
15 января - 26 февраля 2021
18.30 - 21.30  (MSK)

Встречи могут быть интересны для психотерапевтов, психологов, психиатров, философов, представителей смежных социальных наук, для всех тех, кто интересуется экзистенциально-гуманистическим подходом и экзистенциально-ориентированной психотерапевтической практикой

Артёменко
Наталья Андреевна

Содержание курса:

  1. Истоки и условия формирования философии экзистенциализма. Основные представители.

  2. Бытие как целостность человека и мира.

  3. Фундаментальные «категории» экзистенциализма.

  4. Экзистенция как выражение специфичности бытия человека.

  5. Бытие на пределе – экзистенциальное существование в пограничных ситуациях.

  6. Временность как определяющее качество бытия человека в мире.

  7. Страх и отчаяние как экзистенциальный опыт.

  8. Экзистенциально-философское понимание смерти.

  9. Проблема свободы и выбора в экзистенциализме. Выбор как выражение свободы.

  10. Экзистенциальные характеристики личности.

  11. Специфика экзистенциальной коммуникации. Выход из себя и экзистенциальное общение «Я» с «Ты».

Стоимость:

  • 12000 рублей при предоплате 3000 рублей с 01.10.20 по 14.12.20 (доплата до 30.12)

  • 14000 рублей за курс с 15.12.21 по 14.01.21

  • По договоренности оплату можно произвести в два этапа

 

Расписание:
Артеменко.jpg

15 января

22 января

29 января

5 февраля

12 февраля

19 февраля

26 февраля

(28 ак. часов)

 

+7 (926) 035-32-80

+7 (915) 166-90-11

Семинары сочетают освоение теоретического материала с практическим экзистенциально-ориентированным исследованием ситуаций, представленных участниками, что отражено в трехчастной структуре семинара:

  • Теоретическое введение в тему.

  • Анализ и обсуждение предложенной философской литературы, художественной литературы, фильмов, произведений искусства.

  • Супервизия случаев из практики.

Записаться на курс:

Ваше сообщение успешно отправлено! Спасибо!

Услуги оказываются на основании договора Оферты.

При оплате участник курса получает электронный чек.

Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.

О курсе и его авторе

Экзистенциализм – одно из самых влиятельных философских течений XX века, объединившее в себе таких несхожих мыслителей как Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Габриель Марсель, Альбер Камю, Мартин Бубер, Пауль Тиллих, Людвиг Бинсвангер. Однако родоначальником экзистенциальной философии принято считать Сёрена Кьеркегора, жившего в первой половине XIX века. После ранней смерти его забыли более чем на полвека, но в начале XX столетия его труды начали переиздавать, и именно тогда, между Первой и Второй мировыми войнами, оформилась экзистенциальная философия, которая по сути своей является кризисной философией. Расцвет ее развития связан с эпохой больших потрясений, поэтому в центре экзистенциализма – бытие человека, поиск подлинного человека, способного бросить вызов миру, встретиться с самим собой, это попытка обнаружить способы ускользания человека в «неподлиность», «кажимость». Мы расстаемся с представлением о мире, где властвуют четкие, жесткие, однозначные законы и предсказуемость, в жизни человека есть много недетерминированного, непредсказуемого. Экзистенциализм решительно вскрывает самые сокровенные и острые проблемы человеческого бытия, не имеющие однозначного решения, которые, по мнению А. Камю, выражаются основным вопросом всей философии: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?». «Настроение экзистенциализма» – это настроение человека, ищущего смысл, собственную «уместность» в мире. Главная цель экзистенциального подхода состоит в том, чтобы снова, или даже впервые, человек смог ощутить себя реально живущим, то есть прийти к осознанию самого себя, живущего среди ограничений и возможностей человеческой жизни.

Экзистенциализм как направление современной философской мысли не является системой определенных философских взглядов или отдельной целостной школой. Это, прежде всего, установка философствования, характеризующаяся особым подходом к осмыслению своего предмета – бытия человека. Описание и анализ экзистенциальных структур повседневного опыта человека в его полноте, конкретности, уникальности и изменчивости, то есть в реальной полноте непосредственных контактов человека с миром и с Другим становится основой экзистенциализма.

Под влиянием идей экзистенциальной философии и экзистенциального анализа постепенно оформляется экзистенциальная психология.  Обычно появление экзистенциальной психологии отсчитывают с публикации статьи 1930 года «Сновидения и существование» швейцарского психиатра Людвига Бинсвангера. С 1940-х до 1960-х годов в экзистенциальной психологии сформировались основные школы: (1) Швейцарская школа, основанная Л. Бинсвангером, которая носит также название Dasein-анализа, т.к. сформировалась под влиянием идей М. Хайдеггера. В послевоенный период основным лидером швейцарской школы был Медард Босс, последователь и одновременно конкурент Бинсвангера (современный представитель - А. Хольцхей-Кунц). (2) В 1940–1950-е годы возникает философско-психологическое учение о стремлении к смыслу Виктора Франкла. Впоследствии формируется австрийская школа экзистенциальной психологии — школа логотерапии (Э. Лукас, А. Баттиани) и экзистенциального анализа (А. Лэнгле). (3) В 1960-е появилась британская школа, связанная с именем Рональда Лэйнга (современные представители – Э. ван Дорцен и Э. Спинелли). (4) Американская школа связана с именами Ролло Мэя и Дж. Бьюдженталя. Современным продолжателем американской школы стал К. Шнайдер, отдельно стоит так же упомянуть И. Ялома.

Несмотря на разность подходов, есть ряд проблемных областей, которые объединяют все направления экзистенциальной психологии:

  • проблемы времени, жизни и смерти;

  • ​проблемы интерсубъективности (отношения Я-Ты), любви и одиночества;

  • проблемы свободы, ответственности, выбора;

  • проблемы смысла и бессмысленности существования.

Идеи экзистенциального мировоззрения реализуются в экзистенциальной терапии, основная цель которой - помочь человеку понять и обрести свой подлинный способ жизни, вскрыть парадоксы и дилеммы собственной жизни, найти возможности не просто для выживания и адаптации, но для создания осмысленного будущего, для развития и реализации своего потенциала.

В этом курсе мы рассмотрим основные темы экзистенциальной философии, а так же ее влияние на формирование основных идей экзистенциальной психологии.

Артеменко Наталья Андреевна – к. филос.н., доцент Института философии СПбГУ, главный редактор международного журнала «Horizon. Феноменологические исследования» (http://horizon.spb.ru), феноменолог, историк философии, ведущая семинаров «Феноменологическая практика и практика психотерапии» (ВЕИП), «Феноменология в психотерапии и консультировании» (совместно с д.ф.н., проф. С.М. Бабиным), «Феноменология и психотерапия» (Бирштонас, HEPI) и др.; переводчик с немецкого и английского языков работ в области феноменологии и герменевтики, переводчик трудов Гуссерля, Хайдеггера, Ландгребе и т.д.; автор более 70 научных публикаций, в т.ч. монографий; многократный победитель международных и российских конкурсов (грантов); более 15 научно-исследовательских стажировок в разных европейских университетах и научных центрах.

 

2016 - Приглашенный профессор в Софийский Университет, Болгария. Интенсивный курс лекций «Введение в феноменологию» на английском языке для магистров и докторантов по программе “Master’s Program in Philosophy Taught in English”.

2017 - Приглашенный профессор в Университет Каунаса, Литва. Интенсивный курс лекций «Феноменологическое движение» на английском языке для магистров и докторантов по программе “Master’s Program in Philosophy Taught in English”.

с 2017 – Постоянный приглашенный профессор в HEPI (Институт гуманистической и экзистенциальной психологии), Бирштонас, Литва. Курсы: «Феноменология и психотерапия», «Введение в феноменологическую философию», «Феноменологически-ориентированная супервизия».

с 2019 – Приглашенный лектор в Ассоциации понимающей психотерапии (Москва). Курсы: «Введение в феноменологическую философию», «Экзистенциальная философия и психология».

Литература к курсу:

 

  1. Бердяев, Н. А. Самопознание: (Опыт филос. автобиографии) / Н. А. Бердяев. – М.: Книга, 1991.

  2. Бердяев, Н. А. О назначении человека: сборник / Н. А. Бердяев. – М. : Республика, 1993.

  3. Бинсвангер, Л. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. М., 1999.

  4. Бинсвангер, Л. Феноменология и психопатология // Логос. 1992. № 3. С. 125–136.

  5. Boss M. “Daseinanalysis” and psychotherapy. Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton Co. 1962.

  6. Бовуар, С. Второй пол. М., 2007.

  7. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма. Философия существования: перевод / О. Ф. Больнов. – СПб.: Лань, 1999.

  8. Бросова, Н. З. Лесные тропы бытия. Феноменология истории М. Хайдеггера / Н. З. Бросова // Вопросы философии. – 2006. – №11. – С. 155-163.

  9. Бубер, М. Я и ты // Два образа веры. М., 2014.

  10. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. М: Корвет, 2015.

  11. Визгин, В. П. Лев Шестов и экзистенциальная жизнь / В. П. Визгин // Философские науки. – 2006. – №7. – С. 138-155.

  12. Визгин, В. П. Ницше и Марсель: «Смерть Бога» и кризис культуры / В. П. Визгин // Философские науки. – 2007. – №. – С. 36-55.

  13. Визгин, В. П. Хайдеггер и Марсель / В. П. Визгин // Вопросы философии. – 2007. – №8. – С. 135-145.

  14. Визгин, В. П. Язык экзистенции в «Постскриптуме» Кьеркегора / В. П. Визгин // Философские науки. – 2009. – №7. – С. 84-52.

  15. Власова, О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. М.: Издательский дом. Территория будущего, 2010.

  16. Гайденко, П. П. Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции / П. П. Гайденко // Вопросы философии. – 2006. – №3. – С. 165-182.

  17. Гайденко, П. П. Экзистенциализм и проблема культуры / П. П. Гайденко. – М.: Высшая школа, 1986.

  18. Гуссерль, Э. Кризис европейского человека и современная философия / Э. Гуссерль // Вопросы философии. – 1986. – № 3. – С. 101-116.

  19. Дорцен ван, Э.  Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. Ростов-на-Дону, 2007.

  20. Жеймо, М. Проблема личности и толпы в трудах Гегеля и Кьеркегора / М. Жеймо // Социально-гуманитарное знание. – 2007. – №4. – С. 339-342.

  21. Камю, А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство: сборник: пер. с фр. / А. Руткевич М.; общ. ред., сост. и предисл. А. М. Руткевича. – М.: Политиздат, 1990.

  22. Камю, А. Избранные произведения: пер. с фр. / А. Камю. – М.: Панорама, 1993.

  23. Камю, А. Постороний; Чума; Падение; Миф о Сизифе; Пьесы; Из «Записных книжек»: пер. с фр. / А. Камю. – М.: АСТ, 2003.

  24. Кисель, М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра / М. А. Кисель. – Л.: Лениздат, 1976.

  25. Кьеркегор, С. Страх и трепет: Пер. с дат. / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1998.

  26. Кьеркегор, С. Или-или. СПб., 2011.

  27. Кожев, А. Идея смерти в философии Гегеля // Введение в чтение Гегеля. М., 2013.

  28. Лэйнг, Р. Использование экзистенциальной феноменологии в психотерапии // Эволюция психотерапии. Т. 3. М.: Класс, 1998. С. 55–68.

  29. Лэйнг, Р. Расколотое «Я». Экзистенциальное исследование «нормальности» и безумия. Феноменология переживания и райская птичка. М.: ИОИ, 2017.

  30. Лэнгле, А.Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни. М.: Генезис, 2017.

  31. Марсель, Г. Опыт конкретной философии / Г. Марсель. – М.: Республика, 2004.

  32. Марсель, Г. Метафизический дневник / Г. Марсель. – М.: Наука, 2005.

  33. Марсель, Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

  34. Мерло-Понти, М. Око и дух: пер. с фр. / М. Мерло-Понти. – М. : Искусство, 1992.

  35. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. М., 1999.

  36. Маритен, Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

  37. Мэй, Р. Экзистенциальная психология: пер. с англ. / Р. Мэй. – Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

  38. Мэй, Р. Мужество творить. Очерк психологии творчества. М.: 2015.

  39. Мэй, Р. Человек в поисках себя. М.: 2015.

  40. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М.: 2015.

  41. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей: пер. с нем. / Н. Ницше, Э. Ферстер-Ницше; в реконструкции Э. Ферстер-Ницше и П. Гаста. – М.: Культурная революция, 2005.

  42. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла; К генеалогии морали: пер. с нем. / Ф. Ницше. – Минск: Беларусь, 1992.

  43. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс: сборник: пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: АСТ, 2003.

  44. Пилинов, С. С. Онтология и проблема культуры у Пауля Тиллиха / С. С. Пилинов // Вестник Московского университета. – Серия 7 «Философия». – 2007. – №5. – С. 101-119.

  45. Психотерапия [Электронный ресурс] / Б.Д. Карвасарский, Н.Г. Незнанов - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/970406649V0034.html

  46. Проблема человека в западной философии: сборник: пер. с англ., нем., фр. /Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988.

  47. Сартр, Ж.-П. Бытие и Ничто. Опыт феноменологической онтологии: Пер. с фр. / Ж.-П. Сартр. – М.: Республика, 2000.

  48. Сартр, Ж.-П. Дороги свободы: В 3 т. / Ж.-П. Сартр. – Харьков: Фолио, 1997.

  49. Сартр, Ж.-П. Тошнота. Стена: Роман: Новеллы: пер. с фр. / Ж.-П. Сартр. – Харьков: Фолио, 1998.

  50. Спинелли, Э. Зеркало и молоток. Вызовы ортодоксальному психотерапевтическому мышлению. Минск, 2009.

  51. Спинелли, Э. Истории о непознанном. Терапевтические встречи в экзистенциальной перспективе. М.: Корвет, 2018.

  52. Тиллих, П. Избранное. Теология культуры / П. Тиллих. – М.: Юрист, 1995.

  53. Типсина, А. Н. Немецкий экзистенциализм и религия / А. Н. Типсина. – Л.: ЛГУ, 1990.

  54. Философия М. Хайдеггера и современность. М., 1991.

  55. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / Ф. Виктор, Л. Я. Гозман; под ред. Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990.

  56. Франкл, В. Психотерапия и экзистенциализм. М.: ИОИ, 2015.

  57. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. – М.: Республика, 1993.

  58. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества / М. Хайдеггер. – М.: Высшая школа, 1991.

  59. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер, В. В. Бибихин; пер. с нем. В. В. Бибихина. – 2-e изд., испр. – СПб.: Наука, 2002.

  60. Хайдеггер, М. Цолликоновские семинары. Протоколы – Беседы – Письма. Вильнюс, ЕГУ, 2012.

  61. Хольцхей-Кунц, А. Страдание из-за собственного бытия. Дазайн-анализ и задача герменевтики психопатологических феноменов. Вильнюс-Минск: ЕГУ, 2016.

  62. Шестов, Л. И. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления / Л. И. Шестов. – Л., 1991.

  63. Шестов, Л. Киркегор и экзистенциальная философия. М., 1992.

  64. Шестов, Л. Откровения смерти: http://www.odinblago.ru/otkrovenia_smerti

  65. Экзистенциальная психология. Экзистенция: пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.

  66. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия. М: «Класс», 2017.

  67. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: пер. с нем / К. Ясперс. – М.: Издательство политической литературы, 1991.

  68. Ясперс, К. Разум и экзистенция. М., 2013.

Участники о курсе (2021 г.):
Не то чтобы я открыл для себя новые имена – имена-то известные, но когда их объединяешь в единую живую цепь, понимаешь некую преемственность, понимаешь внутренние связи, живо это всё воспринимаешь – это ужасно важно. Для меня это очень познавательная история, важная ещё и потому, что ты в своём жизненном ритме имеешь возможность остановиться, понять в каком месте ты находишься – огромное вам за это спасибо.
Участники о курсе (2020 г.):
У меня огромная благодарность. Я поняла, что, когда слушаешь в записи и можешь остановиться, всё очень хорошо всё усваивается. Просто надо прослушивать. Если бы  было меньшее количество материала, то мне бы просто не хватило. Когда я прослушивала, то у меня рождались тезисы или вопросы. Например: кто такой человек? Что нужно, чтобы стать или быть? Вопросы о времени, другие вопросы. Всё это потом вспоминалось на моих консультациях, и вообще, моя работа психотерапевта обогатилась. Не просто я услышала что-то на лекции, а потом клиенту это рассказала, нет. Я стала видеть уместность тех или иных пройденных тем или вопросов в моей работе с людьми. И это сильно обогатило мою практику. Да, скорость и плотность изложения была высокой, но то, что материала было много – это замечательно.