Проблема Другого
в феноменологии 
 
Интерсубъестивность и телесность

В ХХ веке феноменология и экзистенциальная философия обращается к теме телесного бытия человека. Тема Другого разворачивается как проблема «диалога» с Другим, проблема понимания Другого, возможность бытия-с-другим.

15 января - 26 февраля 2021
18.30 - 21.30  (MSK)
Артёменко
Наталья Андреевна

Семинар представляет собой вторую ступень курса «Введение в феноменологическую философию».

Если на первой ступени курса мы изучали феноменологический инструментарий психотерапевта и особенности феноменологически-ориентированной психотерапии, то на второй ступени мы прицельно обращаемся к проблеме телесности и интерсубъективности как она представлена в феноменологической практике. 

Следующие вопросы будут направлять наш диалог:

  • Интерсубъективность в феноменологической перспективе. Кто такой Другой? Другой — то, что не есть Я, иное по отношению ко мне, и в то же время подобное мне, равный мне субъект, обладающий свойства­ми личности. Во многих философских школах понятие Другого как та­ковое отсутствует. В европейской классической философии, как она складывалась на протяжении веков, практически нет понятия Другого. Лишь в постклассической европейской философии (XIX-XX вв.) появляются усло­вия для глубинного представления о Другом. Мы кратко рассмотрим и сравним понятия интерсубъектив­ности и Другого на примере концепций нескольких ключевых мысли­телей ХХ столетия — Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, Э. Левинаса и М. Хайдеггера.

  • Проблема «диалога» с Другим, проблема понимания Другого, возможность бытия-с-другим. Система «Я-Другой-Мир». Другой как Чужой или как мое alter ego? Основные разновидности феноменологического опыта: «опыт меня самого», «опыт Другого», «опыт Чужого».

  • Проблема телесности в феноменологической перспективе. Человеческое тело далеко не всегда было в центре внимания философии. В ХХ веке феноменология и экзистенциальная философия обращается к теме телесного бытия человека. Но как только возникает вопрос о «моем» теле, следом встает вопрос и о том, что такое «другое» тело, Другой как таковой? Гуссерль и Хайдеггер, Вальденфельс и Мерло-Понти — как их идеи могут помочь в повседневной практике психотерапевта?

Стоимость:

  • 12000 рублей при предоплате 3000 рублей с 01.10.20 по 14.12.20 (доплата до 30.12)

  • 15000 рублей за курс с 15.12.21 по 14.01.21

  • По договоренности оплату можно произвести в два этапа

 

Расписание:

15 января

22 января

29 января

5 февраля

12 февраля

19 февраля

26 февраля

(28 ак. часов)

 

+7 (985) 124-99-03

+7 (915) 166-90-11

Семинары сочетают освоение теоретического материала с практическим феноменологическим исследованием ситуаций, представленных участниками, что отражено в трехчастной структуре семинара:

  • Теоретическое введение в тему, завершающееся феноменологическим «тренингом» и упражнениями (индивидуальные и групповые упражнения)

  • Анализ и обсуждение предложенной философской литературы, художественной литературы, фильмов, произведений искусства, отработка специфических навыков феноменологического слушания и понимания.

  • Супервизия случаев из практики.

Записаться на курс:

Услуги оказываются на основании договора Оферты.

При оплате участник курса получает электронный чек.

Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.

О курсе и его авторе

В последние годы феноменология привлекает все большее число представителей из самых разных отраслей (психологии, социологии, антропологии, психиатрии, психотерапии, социальной работы, педагогики и др.). Однако, что означает «смотреть на мир глазами феноменолога»? Почему этот взгляд не дается сам собой, а требует от нас само-трансформации, требует осуществление некой практики видения? И что под таким видением следует понимать?

Феноменологический метод, как он был предложен Э. Гуссерлем и традиционно использовался в феноменологических исследованиях, рассматривался как способ интуитивного прояснения, рефлексивного анализа и всестороннего описания разного рода предметного содержания, представленного в сознании, позволяющий привести к ясности, строгости и адекватности используемые нами философские, научные понятия и положения. Феноменологический метод представляет собой попытку уделять феноменам более полное внимание, своеобразную попытку обогатить мир нашего опыта, показав некоторые из его ранее игнорировавшихся аспектов.

Известно, что одной из первых попыток использования феноменологического метода за пределами философии стало его использование для описания психопатологических феноменов. В таком виде этот метод применялся К. Ясперсом и его последователями, уделявшими много времени интервью с пациентами, в которых подробно расспрашивали об их состоянии. При этом под «феноменологическим описанием» понималось описание переживаний человека, а не интерпретации их с позиции той или иной теории или здравого смысла. Позднее, в противовес каузальному подходу З. Фрейда, ориентированному на поиск скрытых причин поведения человека, «экзистенциальная терапия» настаивала на важности дескриптивного подхода, ориентированного на раскрытие способа протекания некоторого опыта.

Именно общая идея феноменологии как способа прояснения, обоснования и работы с чем-либо в опоре на самоочевидный опыт и привлекла внимание целого ряда известных психологов, психиатров и психотерапевтов ХХ века.

Артеменко Наталья Андреевна – к. филос.н., доцент Института философии СПбГУ, главный редактор международного журнала «Horizon. Феноменологические исследования» (http://horizon.spb.ru), феноменолог, историк философии, ведущая семинаров «Феноменологическая практика и практика психотерапии» (ВЕИП), «Феноменология в психотерапии и консультировании» (совместно с д.ф.н., проф. С.М. Бабиным), «Феноменология и психотерапия» (Бирштонас, HEPI) и др.; переводчик с немецкого и английского языков работ в области феноменологии и герменевтики, переводчик трудов Гуссерля, Хайдеггера, Ландгребе и т.д.; автор более 70 научных публикаций, в т.ч. монографий; многократный победитель международных и российских конкурсов (грантов); более 15 научно-исследовательских стажировок в разных европейских университетах и научных центрах.

 

2016 - Приглашенный профессор в Софийский Университет, Болгария. Интенсивный курс лекций «Введение в феноменологию» на английском языке для магистров и докторантов по программе “Master’s Program in Philosophy Taught in English”.

2017 - Приглашенный профессор в Университет Каунаса, Литва. Интенсивный курс лекций «Феноменологическое движение» на английском языке для магистров и докторантов по программе “Master’s Program in Philosophy Taught in English”.

с 2017 – Постоянный приглашенный профессор в HEPI (Институт гуманистической и экзистенциальной психологии), Бирштонас, Литва. Курсы: «Феноменология и психотерапия», «Введение в феноменологическую философию», «Феноменологически-ориентированная супервизия».

с 2019 – Приглашенный лектор в Ассоциации понимающей психотерапии (Москва). Курсы: «Введение в феноменологическую философию», «Экзистенциальная философия и психология».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. М., Логос,  2002.

  2. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX — XX вв. М., 1987. С.108-142.

  3. Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения. Избранные работы. Москва, 1996.

  4. Ландгребе Л. Интенциональность у Гуссерля и у Брентано. //«Логос» №32. М., 2002.

  5. Моханти Дж.Н. Понятие психологизма у Фреге и Гуссерля // «Логос» № 6 (63). М., 2007.

  6. Интерсубъективность // Современная западная философия. Энциклопедический словарь/ Под ред. О.Хоффе, В.С.Малахова, В.П.Филатова. ИФ РАН. М.: Культурная революция, 2009.

  7. Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. М.: Издательский дом. Территория будущего, 2010.

  8. Шкуратов И.Н. Феноменологическая психология Э. Гуссерля: опыт имманентной критики. М.: Современные тетради, 2004.

  9. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Санкт-Петербург: «Наука», 1998. V-ое Размышление, С. 182-283.

  10. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб: “Наука”, 1999.

  11. Вдовина И.С. Феноменология во Франции. Москва, 2009.

  12. Вдовина И.С. Морис Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена // История философии / под ред. Г. Тавризян. Вып. 1. – М.: ИФ РАН, 1997.

  13. Сартр Ж.-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания. Изд. Модерн, 2011.

  14. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000.

  15. Вальденфельс Б. Ключевая роль тела в феноменологии М. Мерло-Понти // М. Мерло-Понти. Видимое и невидимое / пер. с франц. О.Н.Шпараги. – Мн.: Логвинов, 2006. С. 381-398.

  16. Вальденфельс Б. Мотив чужого. Сборник переводов с немецкого языка. Минск, 1999.

  17. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., РОССПЭН, 2004.

  18. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М., СПб. Университетская книга, 2000.

  19. Философия, справедливость и любовь. Беседа с Левинасом // Левинас Э. Тотальность и бесконечное. М., 2013. С. 356-366.

  20. Левинас Э. Время и Другой //Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб.: ВРФШ, 1998. С. 21-83.

  21. Соколова Л. Ю. Этическая философия Э. Левинаса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1999. вып. 2 (№13). С. 28-32.

  22. Ямпольская А. В. Проблема идентичности у позднего Левинаса: как Другой освобождает от меня самого. URL: http://esse-journal.ru/?p=4242

  23. (Пост)феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. Сост.: С. Шолохова, А. Ямпольская. Москва, 2014.

  24. Бернет Р. Травмированный субъект //(Пост-) феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. Сост. С. Шолохова, А. Ямпольская. М., 2014. С. 123-144.

  25. Хайдеггер, М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.

  26. Хайдеггер М. Цолликоновские семинары. Протоколы – Беседы – Письма. Вильнюс, ЕГУ, 2012

  27. Цолликоновские семинары: комментарии и интерпретации. Сборник научных работ. Ред. Т. Щитцова. Изд. ЕГУ, 2017.

  28. Ямпольская А. В. Искусство феноменологии. М.: «РИПОЛ Классик», 2019

  29. От Я к Другому. Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.

  30. Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология ХХ века. Москва, 2010.

  31. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. М., 2007.

  32. Очерки феноменологической философии. Под ред. Я.А. Слинина, Б.В. Маркова. Изд. СПбГУ, 1997.

  33. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск, 1999.

+7 (926) 035-32-80

+7 (915) 166-90-11

webinarium.info@gmail.com

Ассоциация
понимающей психотерапии
АППТ