Введение
в феноменологическую философию

Встречи могут быть интересны для феноменологов, психотерапевтов, психологов, психиатров, философов, представителей смежных социальных наук, для всех тех, кому представляются актуальными проблемы развития феноменологического метода и феноменологически-ориентированной психотерапевтической практики

4 октября - 15 ноября
18.30 - 21.30  (MSK)
Артёменко
Наталья Андреевна

Курс состоит из семи встреч по 4 академических часов каждая, посвященные различным вопросам феноменологии и психотерапевтической практики. Наши встречи могут быть интересны для феноменологов, психотерапевтов, психологов, психиатров, философов, представителей смежных социальных наук, для всех тех, кому представляются актуальными проблемы развития феноменологического метода и феноменологически-ориентированной психотерапевтической практики. Вебинары могут быть полезны также тем, кто готов к пересмотру и расширению своих профессиональных знаний и навыков, кому тесно в собственных профессиональных границах и кто готов выйти за пределы этих границ.

Курс входит в сертификационную программу АППТ. По окончании выдается свидетельство о прохождении курса.

Следующие вопросы будут направлять наш диалог:

  • Что значит исследовать что-то «феноменологически»? Феноменологический инструментарий психотерапевта.

  • Феноменологическая установка сознания и «естественная» установка сознания: «двойная бухгалтерия».

  • Феноменологическое понятие «опыта» и его отличие от «непосредственного» опыта естественной установки. «Само-собой-разумеющееся» естественного опыта как основная проблема феноменологии.

  • Почему опыт – это «морская болезнь на суше».

  • «Загадка субъективности» в психотерапии и феноменологии.

  • Феноменологический анализ переживаний. Феноменология и психотерапия как формы работы с переживаниями.

  • Смысл и процедура феноменологической дескрипции. Возможно ли «чистое» описание? Граница между описанием и интерпретацией.

  • Интерсубъективность в феноменологической перспективе. Тема Другого в феноменологии.

  • Проблема телесности в феноменологической перспективе.

  • Феноменологические и экзистенциальные концепции временности и темпоральности человеческой жизни. Конечность человеческой жизни. Бытие-к-смерти.

  • Бытие самим собой как предельная задача психотерапии.
    Свобода как отношение к собственному бытию. Одиночество в мире, одиночество с собой. «Бытие самим собой».

Общая цель наших встреч — проанализировать причины терапевтического эффекта, достигаемого использованием феноменологически-ориентированной психотерапии, рассмотреть методику психотерапии в контексте философской ситуации ее возникновения, наконец, продемонстрировать терапевтическую эффективность собственно философского действия. Данные семинары, таким образом, представляют собой опыт высказывания о психотерапии как об одном из способов феноменологического анализа.

Мы будем обращаться к текстам и идеям Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Э. Левинаса, М. Мерло-Понти, С. Кьеркегора, А. Хольцхей-Кунц, Э. Спинелли и многим другим.

Стоимость:

  • 11500 рублей при предоплате 2700 рублей с 10.05.19 по 07.07.19 (доплата до 15.09)

  • 14500 рублей за курс с 08.07.19 по 10.09.19

  • 16000 рублей с 11.09.2019

  • По договоренности оплату можно произвести в два этапа

 

Расписание:

4, 11, 18, 25 октября

1, 8, 15 ноября

(30 ак. часов)

 

+7 (985) 124-99-03

+7 (915) 166-90-11

Семинары сочетают освоение теоретического материала с практическим феноменологическим исследованием ситуаций, представленных участниками, что отражено в трехчастной структуре семинара:

  • Теоретическое введение в тему, завершающееся феноменологическим «тренингом» и упражнениями (индивидуальные и групповые упражнения)

  • Анализ и обсуждение предложенной философской литературы, художественной литературы, фильмов, произведений искусства, отработка специфических навыков феноменологического слушания и понимания.

  • Супервизия случаев из практики.

Записаться на курс:

Услуги оказываются на основании договора Оферты.

При оплате участник курса получает электронный чек.

Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.

О курсе и его авторе

В последние годы феноменология привлекает все большее число представителей из самых разных отраслей (психологии, социологии, антропологии, психиатрии, психотерапии, социальной работы, педагогики и др.). Однако, что означает «смотреть на мир глазами феноменолога»? Почему этот взгляд не дается сам собой, а требует от нас само-трансформации, требует осуществление некой практики видения? И что под таким видением следует понимать?

Феноменологический метод, как он был предложен Э. Гуссерлем и традиционно использовался в феноменологических исследованиях, рассматривался как способ интуитивного прояснения, рефлексивного анализа и всестороннего описания разного рода предметного содержания, представленного в сознании, позволяющий привести к ясности, строгости и адекватности используемые нами философские, научные понятия и положения. Феноменологический метод представляет собой попытку уделять феноменам более полное внимание, своеобразную попытку обогатить мир нашего опыта, показав некоторые из его ранее игнорировавшихся аспектов.

Известно, что одной из первых попыток использования феноменологического метода за пределами философии стало его использование для описания психопатологических феноменов. В таком виде этот метод применялся К. Ясперсом и его последователями, уделявшими много времени интервью с пациентами, в которых подробно расспрашивали об их состоянии. При этом под «феноменологическим описанием» понималось описание переживаний человека, а не интерпретации их с позиции той или иной теории или здравого смысла. Позднее, в противовес каузальному подходу З. Фрейда, ориентированному на поиск скрытых причин поведения человека, «экзистенциальная терапия» настаивала на важности дескриптивного подхода, ориентированного на раскрытие способа протекания некоторого опыта.

Именно общая идея феноменологии как способа прояснения, обоснования и работы с чем-либо в опоре на самоочевидный опыт и привлекла внимание целого ряда известных психологов, психиатров и психотерапевтов ХХ века.

Артеменко Наталья Андреевна – к. филос.н., доцент Института философии СПбГУ, главный редактор международного журнала «Horizon. Феноменологические исследования» (http://horizon.spb.ru), феноменолог, историк философии, ведущая семинаров «Феноменологическая практика и практика психотерапии» (ВЕИП), «Феноменология в психотерапии и консультировании» (совместно с д.ф.н., проф. С.М. Бабиным), «Феноменология и психотерапия» (Бирштонас, HEPI) и др.; переводчик с немецкого и английского языков работ в области феноменологии и герменевтики, переводчик трудов Гуссерля, Хайдеггера, Ландгребе и т.д.; автор более 70 научных публикаций, в т.ч. монографий; многократный победитель международных и российских конкурсов (грантов); более 15 научно-исследовательских стажировок в разных европейских университетах и научных центрах.

 

2016 - Приглашенный профессор в Софийский Университет, Болгария. Интенсивный курс лекций «Введение в феноменологию» на английском языке для магистров и докторантов по программе “Master’s Program in Philosophy Taught in English”.

2017 - Приглашенный профессор в Университет Каунаса, Литва. Интенсивный курс лекций «Феноменологическое движение» на английском языке для магистров и докторантов по программе “Master’s Program in Philosophy Taught in English”.

с 2017 – Постоянный приглашенный профессор в HEPI (Институт гуманистической и экзистенциальной психологии), Бирштонас, Литва. Курсы: «Феноменология и психотерапия», «Введение в феноменологическую философию», «Феноменологически-ориентированная супервизия».

с 2019 – Приглашенный лектор в Ассоциации понимающей психотерапии (Москва). Курсы: «Введение в феноменологическую философию», «Экзистенциальная философия и психология».

Литература к курсу:

Комментаторская и учебная литература:

 

  1. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. М., Логос,  2002.

  2. Феноменология // Современная западная философия. Энциклопедический словарь/ Под ред. О.Хоффе, В.С.Малахова, В.П.Филатова. ИФ РАН. М.: Культурная революция, 2009.

  3. Интерсубъективность // Современная западная философия. Энциклопедический словарь/ Под ред. О.Хоффе, В.С.Малахова, В.П.Филатова. ИФ РАН. М.: Культурная революция, 2009.

  4. Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию. М., 2005.

  5. Ямпольская А.В. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода. М. РГГУ, 2013.

  6. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. М., Академический Проект, 2010. Гл. 3, 6.

  7. Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. М.: Издательский дом. Территория будущего, 2010.

  8. Шкуратов И.Н. Феноменологическая психология Э. Гуссерля: опыт имманентной критики. М.: Современные тетради, 2004.

  9. Молчанов В.И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания. М., 2004. С. 31-56.

  10. Улановский А.М. Феноменологическая психология. Качественные исследования и работа с переживанием. М., 2016.

  11. Моховиков А.Н. Болевые точки психотерапии. Принимая вызов. М., 2018.

  12. Вдовина И.С. Морис Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена // История философии / под ред. Г. Тавризян. Вып. 1. – М.: ИФ РАН, 1997.

  13. Вдовина И.С. «Философия – это мудрость сострадания» // Путь в философию: Антология. М. СПб., 2001. С. 330-332.

  14. Философия М. Хайдеггера и современность. М., 1991.

  15. Цолликоновские семинары: комментарии и интерпретации. Сборник научных работ. Ред. Т. Щитцова. Изд. ЕГУ, 2017.

  16. Соколова Л. Ю. Этическая философия Э. Левинаса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1999. вып. 2 (№13). С. 28-32.

  17. Лэйнг Р. Использование экзистенциальной феноменологии в психотерапии // Эволюция психотерапии. Т. 3. М.: Класс, 1998. С. 55–68.

  18. Олишевский С.Е. Гуманистическая психология и феноменологический подход // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С. 55–66.

  19. Элленбергер Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ // Экзистенциальная психология. Экзистенция. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 201–236.

  20. Кафка Ф. Описание одной борьбы. http://www.kafka.ru/rasskasy/read/descfight

  21. Spiegelberg H. Phenomenology in Psychology and Psychiatry: A historical introduction. Evanston, IL: Northwestern University Press, 1972.

  22. Spinelli E. The phenomenological method and client-centred therapy // Existential challenges to psychotherapeutic theory and practice / Ed. by H.W. Cohn, S. Du Plock. London: The society for existential analysis, 1995.

  23. Giorgi A. An Application of Phenomenological Method in Psychology // Duquesne Studies in Phenomenological Psychology: Vol. 2. Pittsburgh: Duquesne University Press, 1975. P. 82–103.

 

Первоисточники:

 

  1. Вальденфельс Б. Феноменология опыта Эдмунда Гуссерля // Вальденфельс Б. Мотив чужого. Изд. ЕГУ, 1999. С. 141-162.

  2. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Санкт-Петербург: «Наука», 1998. V-ое Размышление, С. 182-283.

  3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. I. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

  4. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб: “Наука”, 1999. Часть I, раздел IV, С. 198-204; часть II, раздел IV, С. 442-468.

  5. Вальденфельс Б. Ключевая роль тела в феноменологии М. Мерло-Понти // М. Мерло-Понти. Видимое и невидимое / пер. с франц. О.Н.Шпараги. – Мн.: Логвинов, 2006. С. 381-398.

  6. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. С. 257-290.

  7. Сартр Ж.-П. Воображаемое: феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2001.

  8. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., РОССПЭН, 2004. С. 597-632.

  9. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М., СПб. Университетская книга, 2000. С. 73-98.

  10. Философия, справедливость и любовь. Беседа с Левинасом // Левинас Э. Тотальность и бесконечное. М., 2013. С. 356-366.

  11. Левинас Э. Время и Другой //Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб.: ВРФШ, 1998. С. 21-83.

  12. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.

  13. Бернет Р. Травмированный субъект //(Пост-) феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. Сост. С. Шолохова, А. Ямпольская. М., 2014. С. 123-144.

  14. Хайдеггер, М. Бытие и врем. М.: Ad Marginem, 1997.

  15. Хайдеггер М. Цолликоновские семинары. Протоколы – Беседы – Письма. Вильнюс, ЕГУ, 2012

  16. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология // Логос. 1992. № 3. С. 125–136.

  17. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.: РефлБук, Ваклер, 1999.

  18. Boss M. “Daseinanalysis” and psychotherapy. Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton Co. 1962.

+7 (926) 035-32-80

+7 (915) 166-90-11

webinarium.info@gmail.com

Ассоциация
понимающей психотерапии
АППТ